«Часовой бизнес» №5 2002

Большие часы - большие сложности

О крупногабаритных часах говорят и пишут очень мало, хотя они на сотни лет старше своих наручных собратьев. За время своего существования рынок интерьерных часов видел не одну полосу подъемов и спадов. О том, какова ситуация на нем сегодня, мы побеседовали с представителем одной из фирм-производителей – директором компании K.Mozer Полом Эдсолом (Paul Edsall).
 
– Согласно оценкам японской часовой ассоциации, рынок крупногабаритных часов уже несколько лет испытывает спад, объемы производства сокращаются примерно на 7% в год. Каково, на ваш взгляд, состояние рынка сегодня?
– Часы бывают разными. Основную массу по количеству составляют дешевые часы. Мы в этом сегменте не работаем и, к сожалению, ситуацию там я знаю очень плохо. Но и в том ценовом сегменте, к которому принадлежит наша продукция, товар тоже бывает разным. Есть несколько направлений. Так, многие английские компании делают ставку на выпуск нестандартных механических часов, основывающихся на какой-то оригинальной идее. Один-два производителя выпускают небольшое количество часов со сверхсложными и дорогими механизмами. Мы выпускаем, скорее, предметы интерьера. Наши часы – это украшение жилища или кабинета, вещь, отражающая стиль хозяина комнаты. Каждая из этих рыночных ниш очень узка, число покупателей ограничено. Работать в таких условиях крайне сложно.
Мы с коллегами из различных компаний и ассоциаций часто обсуждаем ситуацию на рынке. Конечно, это частные беседы, по ним сложно делать какую-либо статистику, но общую картину, думаю, можно обрисовать. События последнего времени серьезно сказались на рынке, люди обеспокоены и не склонны вкладывать деньги в украшение своего дома. Уменьшилось количество корпоративных покупателей. Все это, конечно, отражается на общем уровне продаж. Однако к эксклюзивной и дорогой продукции покупательский интерес не утрачен, и мы с оптимизмом смотрим
в будущее, т.к. большая часть наших изделий таковой и является.
– Какова цель вашего визита в Москву?
– Россия для нас – очень важный рынок. За последние
6 лет мы вместе с нашими российскими коллегами и партнерами сумели создать целую систему продвижения наших
часов в Москве и в регионах, которая включает не только продажу, но и гарантийное обслуживание. В целом мы довольны результатами, хотя время от времени необходимо вносить коррективы. На этот раз мы привезли и показали наши новые модели настольных, каретных и напольных часов, для того, чтобы наши партнеры могли подсказать, какова будет реакция российского рынка. Кроме того, мы привезли очень много эскизов для каминных бронзовых часов, которые мы производим в России.
– K.Mozer – одна из очень немногих компаний, пытающихся не только продавать, но и что-то производить в нашей стране. Чем вызвано желание делать корпуса дорогих эксклюзивных бронзовых часов именно в России?
– Естественно, это диктуется экономической целесообразностью и высоким профессиональным уровнем российского производителя. Такого высокого уровня ручной обработки металла мы не в состоянии получить ни в Англии, ни в Германии, потому что у них уже практически не осталось специалистов-чеканщиков, а машинная обработка никогда не заменит тепла человеческих рук. Вы посмотрите, ведь часы одной и той же модели, выполненные различными мастерами, едва заметно отличаются друг от друга. Это придает особый шарм изделию. Кроме того, выпуск каждой модели ограничен небольшой серией из 10-50 штук, соответственно, каждое изделие имеет свой порядковый номер.
Мы начали производить корпуса каминных часов в России недавно, но уже получили очень хорошие отзывы на выставках в Англии и Соединенных Штатах, где высоко ценят ручную работу. Особенно порадовала нас реакция на русские бронзовые часы на проходившей в августе этого года выставке в Нью-Йорке. В этой выставке мы участвовали впервые, и впервые там были показаны такие часы. Было много контактов, много заказов. Хотя, разумеется, очереди из оптовиков не было – это не тот товар, за которым должна быть очередь.
Люди знают цену хорошим вещам. В следующем году планируем представить ряд моделей на крупнейшей выставке ювелирных изделий, которая проходит в Лас-Вегасе. И мы намерены наращивать производство в России, расширять модельный ряд, сохраняя при этом эксклюзивность продукции.
– Ваша фирма продает свою продукцию в различных странах мира. Существуют ли какие-то отличия в потребительских предпочтениях?
– Конечно, специфика спроса в каждой стране своя. Она связана с традициями и менталитетом населения. Например, американцы ближе к россиянам. В ваших странах покупателям интересны более дорогая продукция, механика, сложные часы, эксклюзивные модели с позолотой, обилием резьбы по дереву. Немцы – почти полная противоположность. Они активно покупают кварцевые часы, а если напольные – как правило, самые простые. Английские покупатели предпочитают более строгий стиль, искусственно состаренные корпуса, ручную роспись циферблатов, литые стрелки и т.д.
Для работы на мировом рынке необходимо иметь в своей программе самые различные часы, учитывающие потребности населения той или иной страны. Я думаю, что предоставление возможности выбора – самая сильная сторона нашей компании.
 

 опубликовано в журнале «Часовой бизнес» №5 2002



353 15.05.2002