"Часовой Бизнес " №4-2000

Часы английского дедушки.

Хотя производство напольных часов во всем мире существенно сократилось, в Германии, и особенно в Англии, этот жанр часового искусства сохранил своих приверженцев и ценителей.

Теперь этот факт стал историческим, по крайней мере, для английской часовой фирмы «K. Mozer». В сотый (!) день рождения королевы-матери Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (именно так полностью называется страна, которую мы привычно называем Англией) Елизаветы представители «K.Mozer» преподнесли ей в подарок один из лучших образчиков своего производства – классические часы.

Возможно, нужно родиться британцем, чтобы понять всю прелесть напольных часов, этих домашних часовых времени, добрых и строгих помощников распорядка. Ностальгия европейцев по напольным часам проявляется в большом интересе к антиквариату и новым разработкам ведущих фирм, впрочем, фирм этих во всем мире раз-два и обчелся.  «Золотой век напольных часов возвращается», - считают специалисты фирмы «K. Mozer».

K.Mozer

«Время было общим, пока человек не изобрел часы и не поставил их у себя дома». Эта поговорка английских часовщиков весьма точно отражает эволюцию в человеческом восприятии и «одомашнивании» времени. Хотя начало часового производства относится к первой половине XIV века, рождение интерьерных (в современном понимании) часов связано с изобретением в 1658 г. Христианом Гюйгенсом маятника, который на нитях или стальной струне подвешивался за часовым механизмом и посредством вилки соединялся со шпинделем (ходовым винтом), регулируя ход. Это простое (как кажется сегодня) изобретение в несколько раз повысило точность отсчета времени и сделало часы в полном смысле самодостаточным элементом материальной культуры, которым человек мог украсить свое жилище. Гению Гюйгенса принадлежит и дальнейшее усовершенствование хода посредством короткого маятника – на 20 секунд – и длинного маятника с анкерным спуском – на 10 секунд, что позволяло отсчитывать время боем. Часы с репетицией облекали в свободные, высокие корпуса и располагали в прихожих и кабинетах. Так начался золотой век напольных часов. По мнению историка часового дела Р.Персалла, «в довольно короткий срок напольные часы создали себе определенное общественное положение основной части интерьера и стали эпицентром внимания гостиных и залов во времена, когда именно зал становился тем местом, где принимали посетителей и гостей».

Невероятно быстрая популярность напольных (в Америке их называли высококорпусными) часов была связана и с их, как сегодня говорят, психологическим имиджем, то есть их равномерный ход полностью соответствовал ритму и атмосфере дворянских и бюргерских домов, выражал дух дома спокойным звуковым фоном. Порой ход маятника, бой четвертей и мелодия встроенной дисковой музыкальной шкатулки были единственными звуками среди гнетущей тишины особняков. За это их и любили, именно поэтому в числе детских воспоминаний напольные часы всегда занимали особое место. Не случайно, в Англии большие напольные часы часто называли «дедушкиными часами», а часы меньших габаритов с архитектурным постаментом – «бабушкиными». Как бы то ни было, но именно по напольным часам выставлялось время на всех остальных часах в доме. Эта традиция главенства напольных часов не могла не привести к тому, что аскетичный внешний вид первых моделей уже к концу XVII уступил место торжественному и порой помпезному. Отделке верхней части, “головы” или “башенки”, уделялось особое значение. Рельефная резьба по дереву, в том числе скульптурная становится основной в отделке корпусов. Металлические части циферблата и гири чаще всего золотили, что в сочетании с серебром или эмалью создавало иллюзию “ часовни в рост человека” или “домашнего алтаря времени”, как говорили итальянцы, великие мастера в отделке корпусов. Примечательно, что во Франции XVII-XVIII вв. не делали напольных часов, считая их “слишком британскими”, то есть строгими и чопорными.

Каминные часы K.MOZER

Свои высококорпусные модели французские мастера предпочитали ставить на специальный пьедестал. За чрезмерную украшенность, особенно в эпоху барокко, их иронично называли “бронзовыми париками”. Классическая конструкция напольных часов состоит из трех частей: голова (башенка), шкафчик (место для гирь и маятника) и постамент или тумба, которая обычно соприкасалась с полом. Однако из-за обычной те времена неровности полов, часы порой устанавливалась на шарообразных ножках, которые попросту подпиливали, выверяя вертикальное положение. Ранние британские  модели напольных часов были узкими и не превышали полутора метров в высоту, однако со временем габариты часов увеличились: часы «подросла» на 25-50 см, то есть до уровня глаз взрослого мужчины, хозяина дома. Кроме этого, они «пополнели» из-за широкого хода удлиненного маятника. Эта мода укоренилась из-за ошибочного расчета, согласно которому период колебания любого маятника считался равным секунде. Это было действительно так в случае с 39-дюймовым маятником «Royal», но с появление 5-фунтового маятника период его колебания стал равняться 1,25 секундам.

По мнению историков часового дела, именно напольные часы, столь близкие мебельному искусству, дали возможность краснодеревщикам рекламировать свою работу во всей полноте. Как правило, дизайн часов не повторялся, либо существовал в малых сериях. Стилистика отделки и украшений на шкафчике обычно повторялась на тумбе или постаменте. Довольно часто в облицовке массива использовался устричный шпон в виде тонко нарезанных долек из кусочков древесины, из оливы или ракитника. С помощью лепнины или каплевидного орнамента скрывался зазор между дверью и корпусом. Иногда по центру корпуса вырезалось круглое или овальное «яблоко» из обычного или рифленого стекла, чтобы можно было наблюдать движение маятника. Впрочем, великий Томас Томпион не принимал этого новшества, считая, что оконце, невольно притягивая взгляд, разрушает цельность модели.

Совершенствование дизайна корпуса, как в зеркале, отражало тенденции в производстве мебели, начиная от широкого применения красного, черного и орехового дерева, а также их обработки с помощью восточных (в основном, японских) лаков до адаптации итальянского и французского стилей, в том числе знаменитого стиля буль. Лучшие английские мастера, такие как Джон Гаррисон и Джордж Грэхем, при всем их стилистическом патриотизме всегда внимательно следили за успехами своих коллег по другую сторону Ла-Манша и умели приспосабливать любые новшества по меркам английского стиля. Не случайно, ныне он считается классическим. Что касается Томаса Томпиона, то он принципиально избегал пышной отделки, отдавая предпочтение простоте недекорированного корпуса. Казалось, великий мастер предчувствовал, что закат напольных часов последует после периода неоправданного усложнения декора. В частности, в одном Бирмингеме XVIII было свыше 40 фирм, которые занимались только изготовлением и украшением циферблатов. Впрочем, закат напольных часов был предрешен изобретением более короткого маятника. В середине XIX в. напольные часы стали сдавать свои позиции настенным и настольным часам. Хотя производство напольных часов во всем мире существенно сократилось, в Германии, и особенно в Англии, этот жанр часового искусства сохранил своих приверженцев и ценителей.

K.MOZER

Сегодня напольные часы постепенно входят в моду. Убедительным подтверждением этому служит деятельность известной английской часовой фирмы «K.Mozer», присутствующая на российском рынке более 7 лет. Помимо богатого ассортимента настенных, каминных, настольных и ручных часов, «K.Mozer» возрождает традиции классического английского стиля в напольных моделях. В ближайших планах компании – активное позиционирование на российском рынке “нового поколения” британской классики. Формирование рынка напольных часов будет проводиться по двум направлениям. В этом году в продажу поступят часы с английскими корпусами и немецкими механизмами. В 2001 г. «K.Mozer» начнет выпускать собственные часовые механизмы ручной сборки. Эти элитные, полностью английские модели обещают стать выдающимся событием в часовом деле. Для этого в Британии есть все слагаемые –материальная база, высококлассные специалисты и великие английские традиции. Как известно, в эпоху повсеместного (зачастую, увы, вынужденного) разделения производства, подобное собирание всех звеньев цепи в одних руках может показаться малоэффективной в отношении прибыли. Между тем «K.Mozer» идет на этот эксперимент ради повышения качества своих часов. «Клеймо «K.Mozer» должно стать гарантом безотказной и точной работы на многие десятилетия», - считают в московском представительстве компании. – «Подобно тому, как это было с лучшими образцами английской классики».

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №4-2000



390 04.04.2000