"Часовой Бизнес" № 2-2004

K.Mozer

С самых первых дней своего существования российский филиал K. Mozer приобрел имидж образцовой торговой компании. А ведь в начале 90-х этого было совсем не просто добиться.

Российский филиал английской компании K. Mozer был образован в Москве в начале 90-х, когда еще рынок интерьерных часов только формировался, и фирма была одной из первых, которая рискнула вести бизнес здесь.

Что такое напольные часы, в те времена мы имели представление только из телевизионных передач или театральных постановок, где они стояли в качестве статусной мебели, лишний раз подчеркивая уровень персонажа. В то время казалось, что предметы такого уровня доступны лишь единицам и настоящего рынка для них нет. Определяющим обстоятельством последующего успеха на российском рынке было приглашение на должность директора филиала Виктора Туровинина, к тому времени уже имевшего некоторый опыт ведения часового бизнеса в России. Горный инженер по образованию Туровинин добывал руду, строил метро и, конечно, не сменил бы свою профессию, если бы не наступили новые времена.

Виктор Туровинин

Развалился Советский Союз, прекратилось государственное финансирование и, как следствие, огромное количество профессионалов в различных областях промышленности встали перед нелегким выбором: или сидя дожидаться лучших времен, или организовать что-то свое, реализовав тем самым свой потенциал. «Я понял раз и навсегда, что я никогда больше не буду работать в таких неуравновешенных системах, как государство, — рассказывает Туровинин. — Поэтому задался целью построить для себя и своих людей нечто, от чего будет веять созидательностью и уверенностью в завтрашнем дне. И организовал два предприятия: одно — горнопроходческое, второе — торговое, которое занималось импортом товаров с Запада с последующей их реализацией, в том числе были и напольные часы ».

Так достаточно случайно им была найдена тема, которой он посвятил вот уже более десяти лет. С самых первых дней своего существования российский филиал K. Mozer приобрел имидж образцовой торговой компании. Были открыты несколько магазинов, велась активная работа в провинции от Калининграда до Владивостока, напряженной была и выставочная деятельность.

Постепенно российского покупателя начали знакомить с настольными, настенными, бронзовыми каретными часами, появились барометры, которые многих специалистов приводили в недоумение: это сейчас их можно найти в любой часовой секции, а тогда большинство бизнесменов считало, что в России этот товар продаваться не будет. По условию контракта с K. Mozer, Туровинин должен был предложить конкурентоспособные изделия из России для последующего включения их в свой ассортимент. Предполагалось найти производственную компанию в России и размещать на ней заказы.

Однако душа производственника требовала креатива и настоящего дела. Выбор был небогатый. В современных технологиях Россия отстала, поэтому надо было находить нишу, в которой максимально бы использовался потенциал талантливых инженеров и художников, высококвалифицированных рабочих. Решили начать с производства бронзовых корпусов к каминным часам, причем собственной разработки, не копируя уже известные модели. Качество обработки металла должно на порядок превосходить уже присутствующие на мировом рынке компании. Исходили из простой предпосылки, что ручной труд английских, немецких, итальянских мастеров заведомо дороже российских, поэтому это будут вполне конкурентоспособные изделия.

Однако проще всего оказалось, как ни странно, оборудовать производство, куда сложнее найти людей. «В те времена литьем продолжали заниматься только пожилые мастера, которые были в промысле всю жизнь и ничего другого делать просто не умели, — вспоминает Туровинин. — Молодые ребята разбрелись от них в поисках лучшей доли. Разумеется, никто из настоящих асов своего дела делиться секретами не пожелал. Размещать заказы у них я не мог, потому что меня не устраивало качество работы. Произошло выхолащивание высокохудожественного подхода к изделию, куда выгоднее было гнать ширпотреб. Хотя, конечно, я понимаю, рынок есть рынок, и они должны производить то, что продается. Но если человек сделает плохо один раз, а уж если он делает это годами, то планка требования к себе устанавливается сама собой на недопустимо низком уровне ».

Литье бронзы

В общем через полгода на производстве было уже 15 человек, однако ничего не получалось. В литье — металл был слишком пористым и не обрабатывался, чеканные и слесарные работы выполнялись на низком уровне, патинирование металла не получалось. Не было претензий только к художникам, которые уже разработали достаточное количество оригинальных моделей. Пришлось сменить руководство и нескольких ключевых рабочих. «У меня был только один серьезный рычаг, — делится секретом Туровинин. — Я не принимал изделия из цеха, если оно не отвечало самым высоким стандартам качества. Так продолжалось почти полтора года, пока не началось кое-что получаться и наши изделия стало не стыдно выставить на витрину магазина. Конечно, была потеряна куча денег, но мы добились главного — у нас никто из работников не только не халтурит, но и гордится своей работой.

Если бы вы видели, с каким интересом приходят наши слесаря и чеканщики на антикварные и ювелирные выставки, где имеют возможность сравнить свои работы с мастерами прошлого, и понимают, что вскоре часы, сделанные их руками, займут в этом ряду свое место ». Кстати, только сейчас можно говорить о том, что производство уже налажено. В русском филиале K. Mozer сложился прекрасный, стабильный коллектив, руководство привыкло думать, и как результат — в 2003 году уже была получена маленькая прибыль. Учитывая, что серия любого изделия ограничена 100 штуками, число работников увеличиваться не будет, и значит, те 25 корпусов в месяц, которые сейчас выходят из цеха, — это и будет максимальной производственной загрузкой. «Меньше стало вопросов из Лондона, — доволен Туровинин. — Они с удовольствием представляют нашу продукцию на самых престижных мировых выставках.

Это накладывает на нас дополнительную ответственность. Однажды был случай, когда наши часы были проданы в США в какую-то провинцию. И вот представьте себе, 15-килограммовые часы ушли по авиа маршруту Москва — Лондон — Нью-Йорк — Аризона по самому срочному и дорогому тарифу. Однако по окончании пути величиной в половину земного шара выяснилось, что во время транспортировки у часов отлетела верхняя часть.

Естественно товар нам возвратили. Поскольку наши часы номерные, мы без труда определили, кто их собирал и обрабатывал. Конечно, взыскать с тех, кто допустил производственную ошибку, полную стоимость ущерба не удалось — это чересчур дорого, но зато теперь все знают, что ответственность работника не заканчивается на пороге цеха ». Сейчас русские бронзовые часы K. Mozer — лучшие интерьерные часы из бронзы в мире. Разумеется, они и самые дорогие. До этих часов, как и до наручных часов с турбийоном, нужно дорасти — не только материально и культурно, но и статусно.

Производя бронзовые часы, компания движется в сторону ювелирного производства, с вставками из полудрагоценных камней и с флорентийской мозаикой — самой сложной и дорогой из мозаик. Она была изобретена в конце XVI века придворными мастерами дома Медичи. Художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При этом тонким каменным пластинам придают контуры изображаемого предмета или соответствующей детали.

Сами пластинки идеально подгоняются друг к другу, т.е. художник как бы рисует не кистями и красками, а полудрагоценными или драгоценными камнями. Адресаты этих часов, которые никто в мире не делал ни раньше, ни сегодня, — очень состоятельные люди. Только они могут позволить себе часы, которых ни у кого больше не будет. Мало того что ограничена серия, но и мозаика из натурального камня никогда не повторяется, как и все в природе. Такие часы требуют и соответствующих механизмов. Сначала у русского филиала K. Mozer было две альтернативы — ставить английские механизмы ручной сборки стоимостью от 400 до 800 фунтов или же немецкие, которые значительно дешевле, но имеют один недостаток — они не отключают бой на ночь.

Решили оснащать английскими механизмами лишь самые дорогие часы, а для немецких было найдено техническое решение: после незначительной доработки в них устанавливается автомат, который позволяет покупателю отключать бой на ночь и включать его в удобное время. Производство таких механизмов в небольшом количестве идет уже сегодня. Всем известна серия K. Mozer «Энигма» — реплики старинных английских часов XVII–XVIII веков. Это очень необычные часы, которые перестали производить из-за чересчур сложного механизма, ход которого зависел от массы обстоятельств. Их даже удостоили эпитета «тупиковое направление развития часового дела ».

Однако и здесь нашлось применение российской инженерной мысли. Вскоре усовершенствованные часы этой серии будут производиться в Москве. Все, кто бывал в магазинах K. Mozer, не могли не заметить предметы, которые отлично вписываются в интерьер —это модели кораблей. Российский филиал решил попробовать сыграть на исконной гордости британцев — нации мореплавателей с репутацией повелителей морей. До недавнего времени англичане коллекционировали изделия английских и итальянских моделистов. Туровинин же предложил им изделия русских мастеров.

Магазин K.Mozer

С трудом эти мастера были найдены, их обеспечили производственными площадями, оборудованием и создали им все условия для сохранения и развития этого уникального искусства. Учитывая, что каждая модель строится не один год и только специалистами высочайшего класса, изделия эти очень и очень дороги, что, впрочем, характерно для всех изделий компании. Однако выстроенная система позволила очень многим совместить любимое увлечение с работой, теперь многие мастера из других городов и республик работают на K. Mozer. Каждая модель оценивается судьями международной категории, так как это делается на чемпионатах мира и Европы по судомоделированию — по 100-балльной системе.

В магазины компании попадают только лучшие модели, имеющие не ниже бронзовой медали чемпионов. — Конечно, мы родились не вчера, — говорит Туровинин. — За нами стоят много поколений наших предков, которые не были последними в этом мире. Однако 80 лет были вычеркнуты из истории предпринимательства в России, а такие бреши не заделаешь за столь короткий срок. Мы очень отстали в законодательной базе, отсутствует уважение к производителю и работодателю. Я приведу один пример.

В Лондоне есть очень известная улица Knightsbridge. Все дома на улице принадлежат одной семье, которая арендовала их на 999 лет. На этой улице стоят магазины самых популярных торговых марок, в том числе и K. Mozer. На ней расположен и самый дорогой магазин мира Harrods. Сколько поколений назад эта улица передана в аренду, мне неведомо, но представляете, каков масштаб. Люди мыслят поколениями и думают о своих неизвестных потомках. Мне кажется, что нам в России не хватает сознания того, что мы после себя должны оставить нечто, что будет востребовано людьми, если не сегодня, то завтра. Пусть это будет шаг вперед, но такой шаг, который никто, кроме тебя, не сделает. В нашем народе огромный потенциал, и делать что-то лучше всех в мире, пусть не во многом, мы способны.

И когда я вижу наши изделия на лучших мировых выставках, на прилавках лучших магазинов, я понимаю, что что-то для уважения к русским мы сделали. Редко за кого из современных российских производителей ныне можно порадоваться, не говоря уже о том, чтобы гордиться. Поэтому хочется, чтобы российское представительство K. Mozer развивалось и дальше.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 2-2004



378 18.02.2004